Что делать если невнятно говоришь

Docdoc

Содержание

Что делать,если малыш невнятно говорит?В чём причины дефектов речи?

Комментарии

Спасибо. На наш возраст почти все пункты мимо. Нас направили в центр патологии речи на Таганке. Делали ЭЭГ во сне и бодрствовании (результат будет известен завтра).

Нам 2,8

а еще нам посоветовали консультацию ABA психолога. Вот так:(( Причем у нас консультации и назначения идут в связке логопед-невролог. и мне очень грустно!

Пьем пантогам и магне Б6.

Как Вы считаете, на конс-цию по АВВА лучше, наверное, идти после Таганки?

Смотрите также

Альфи Кон Пять причин перестать говорить «Молодец!» Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей.

Пять причин перестать говорить «Молодец!» Альфи Кон Альфи Кон известный во всем мире специалист по социальной психологии. Он написал ряд книг про заблуждения, относительно воспитания детей, подкрепляя их ссылками на опыты и научные исследования. Пройдитесь.

Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят («Молодцы.

Docdoc

— Мой ребенок не говорит! Что делать?! — А сколько ему? — Уже год! (Выдыхаю) — Можете ничего не делать. Кроме, конечно, обычных методов: развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, звукоподражательные игры, активное общение с ребенком.

Девушки, у моего сына с рождения что-то вроде родимого пятна на шее (не полностью сформирован эпителий), оно часто попадает в кадр. Как вы думаете, в этом случае нужно его фотошопить или, как говорится, из песни.

в каком возрасте стоит действительно быть тревогу? Я имею ввиду обращаться к специалистам..логопеду, неврологу. Мой сынок в свои 2.2 почти ни чего не говорит. Мама, папа, пойдем, тётя, дядя. Все остальные слова образные или.

Родителям, не знающим проблем с речью детей дальше можно не читать) И уж тем более не надо тут рассказывать, что ваши-то в год все это говорили, в 1,5 читали стихи со стула, а в два.

Продолжаю перевод статей с сайта о различных причинах, влияющих на фертильность Предыдущие статьи вот и вот. Сегодня статья про дефекты метилирования, вызванные мутациями в генах фолатного цикла, в первую очередь MTHFR. Метилирование является одним из.

Сын летом стал выговаривать с и з. Но при этом он стал шепелявить, язык у него на этих звуках не спрятан, а вываливается вперед. Консультировалась с логопедом. Она сказала, что сейчас его речь в норме.

Это у меня скорее крик души. У моего ребёнка по моим наблюдениям задержка речевого развития. Что же она умеет в 23 месяца? Пассивный словарь у неё хорош- понимает по-моему, всё, что я ей говорю.

Источник: https://www.babyblog.ru/community/post/logoped-defectolog/874357

Как перестать мямлить и начать говорить отчетливо

Каждый из нас хотя бы раз в жизни употреблял выражение «бормотать себе под нос». Обычно нам приходится прибегать к этому «нелестному» комплименту, когда наш собеседник говорит вполголоса, будто бы скупясь на хорошее произношение. Чтобы понять такую речь, нам приходится прилагать немало усилий, и, кроме того, такая привычка может вызывать достаточно сильное раздражение. Вы, вероятно, уже знаете не понаслышке, как говорить так, чтобы не пришлось ставить себя и собеседника в неловкое положение. Вам ведь приходилось говорить по телефону, когда связь была прерывистой, или же вести беседу с человеком, который плохо слышит, не так ли? В подобных ситуациях каждый человек говорит четко и громко на уровне подсознания. А что мешает вам сделать эту полезную привычку осознанной? Итак, данная статья содержит рекомендации и эффективные методы, которые помогут вам сделать вашу речь отчетливой и выразительной.

Шаги Править

Метод 1 из 4:

Работайте над осанкой Править

Метод 2 из 4:

Боритесь с тем, что заставляет вас говорить невнятно Править

Метод 3 из 4:

Работайте над чистотой речи Править

Метод 4 из 4:

Советы Править

  • Будьте уверены в себе. Чтобы вы могли четко излагать свои мысли, нужно, прежде всего, верить в свои слова.
  • Отдавайте себе отчет в том, что вы говорите. Время от времени прислушивайтесь к себе и обращайте внимание на осмысленность вашей речи.
  • Помните, что отчетливой речи способствует спокойствие и уверенность. Если вы находитесь в возбужденном состоянии, ваша речь может быть беглой и зачастую достаточно неразборчивой. Успокойтесь, замедлите темп речи и тщательно обдумайте то, что вы собираетесь сказать.
  • Если вы нервничаете или находитесь в нерешительности, расценивайте необходимость говорить внятно как знак любезности по отношению к вашему собеседнику.
  • Попросите друга послушать, как вы читаете предложение. Затем позвольте ему высказать свое мнение по поводу услышанного.
  • Старайтесь говорить громче, чем ваш собеседник.
  • Обращайте внимание на то, произношение каких слов дается вам с трудом. Повторяйте их громко и четко до тех пор, пока не научитесь произносить их при нормальном темпе речи.

Дополнительные статьи

найти периметр прямоугольника

посчитать оценку за тест

быстро выучить русский язык

вычислить плотность населения

возобновить стержень шариковой ручки

помочь остановить загрязнение окружающей среды

Источник: https://ru.wikihow.com/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%8F%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE

Что делать, если я невнятно говорю, ‘жую’ слова, не могу связать мысли и часто путаю слова? Как с этим бороться?

Тренироваться. Дикцию тренировать и прежде всего уверенность в себе.

Подходишь к зеркалу, так, вальяжно, нос задрав вверх, и громко, торжественно, не тараторя, читаешь стих. Можно наизусть. Можно матерный.

Скороговорки. Не шёпотом и про себя, а хорошим и уверенным голосом. Можно также читать отрывки из книг или стихи. С выражением и чувством, чтобы не терять наработанную дикцию, когда внимание переключается на текст. Желательно записывать себя на диктофон. Показывать друзьям совершенно необязательно, но если хотите и доверяете им, то почему бы и нет.

Пойте. Нет, серьёзно, даже если страшно или стыдно произносить слишком громкие звуки — пойте. Неважно, какой у вас голос, ваша задача к нему привыкнуть, попытаться изобразить эмоции. Можете включить музыку в наушниках — себя вы слышать перестанете, а соседи как-нибудь потерпят. Будто от их мнения что-то изменится, верно?

Перестаньте волноваться. Все эти путаницы из-за неуверенности и боязни. Успокаивайте себя. Следите за темпом речи и не тараторьте. Если заметили, что начинаете быстро говорить, то замедляйте себя. Замедление темпа речи и дыхания в целом успокоит вас.

Рот руками не закрывать, в пол не говорить. Собеседник не там, если вы не болтаете с самим Дьяволом.

И да, можете обратиться к специалисту. Логопед специализируется не только по речевым дефектам. Как вариант — записаться на актёрские курсы. Там вам и дикцию поставят, и слова научат не путать.

Первый способ:логопед.Главное не стесняйтесь и сходите к нему.Второй способ:скороговорки(хардкор):начинайте с легких и постепенно усложняйте.Можете набрать в рот орехов.Третий способ:записать свою речь на диктофон и отдать ее знакомому,Он скажет,что ему не понравилось.И тогда вы будете эти слова отрабатывать.У вас все получится!

Источник: https://thequestion.ru/questions/185466/chto-delat-esli-ya-nevnyatno-govoryu-zhuyu-slova-ne-mogu-svyazat-mysli-i-chasto-putayu-slova-kak-s-etim-borotsya

Что делать если невнятно говоришь

Есть ли у нас в городе курсы ораторского искусства?Какую литературу можете посоветовать?Заранее благодарю.

Blair 22 июля 2010

Гемотест RU

серена 22 января

У меня та же проблема с самого детства

Мооn 22 июля 2010

алкозельцир 22 июля 2010

Серена 22 июля 2010

алкозельцир 22 июля 2010

алкозельцир 22 июля 2010

алкозельцир 22 июля 2010

окончания слов «съдает»

Мари 22 июля 2010

Лика 24 июля 2010

Красноречие дар БОЖЬИЙ, ключ переуспеванию, обвораживать, зомбировать массу.

июля 2010

жесть. :))) 26 июля 2010

С такой же проблемой 26 июля 2010

С такой же проблемой 26 июля 2010

давайте вместе найдем хорошего логопеда или курсы орат. искусства?

SEV 3 августа 2010

сова 3 августа 2010

алексей 9 августа 2010

вот, например, у меня в студенческие годы и когда работала, была нормальная дикция. а сейчас, просидев несколько лет дома с ребенком, уже не могу внятно объясниться в магазине. так что тут важна практика и уверенность в себе. тоже хочу на курсы!

Марико 11 ноября 2017

Просто из-за этого я уже и не могу общаться с одноклассниками т к знаю, что только я начну говорить, я сразу буду тараторить( непонятно) поэтому я замыкаюсь(( блин все люди как люди спокойно общаются(( а у меня уже из-за этого депрессия(( не подскажите, что можно делать?

А то я уже не знаю что делать, из за этого и в классе никого(((

Раньше вот при советах, жили и строили по Решениям Пленумов,Сессий,и Съездов ЦК КПСС по тезиСАМ.

А Новейшей Росссии по 18 лет без этих прописанной Ереси государство на одних Понятках (без бумажно официальных носителей) звуковом регистре и ни че, зато всё по Курсу доллара 56.51 раз, а евро 69.26.

главное (важно выДАВАТЬ звуковые сигналы в децибелах в Речи) а там не столь важно)))

Источник: https://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=

Стал невнятно говорить

Тема в разделе «Таверна», создана пользователем LaikeStar, 25 Aug 2017 в 00:42 .

LaikeStar

Все чаще замечаю что окружающие просят меня повторить фразу которую я сказал , на вопрос зачем , говорят что я говорю невнятно . Это уже меня достало , хочу нормально говорить , какие упражнения для этого есть ?

darkworld

Я бы посоветовал разрабатывать рот

SуперПyпер

Делай видосы на ютюбе,обзоры там ,гайды,ты как раз подходишь.

Если серьёзно,то к логопеду.

Master M

а ну эта, типа,может, ну попробуй говорить . Лан лан, посмотри видосики как правильно держать язык и тд, или сходи к орто логопеду

JZ_52

Все чаще замечаю что окружающие просят меня повторить фразу которую я сказал , на вопрос зачем , говорят что я говорю невнятно . Это уже меня достало , хочу нормально говорить , какие упражнения для этого есть ?

Лучше сходить на приём к логопеду и он тебе даст указания, как улучшить свою дикцию, что бы люди, с которыми ты общаешься, стали тебя понимать.

LaikeStar

Я бы посоветовал разрабатывать рот

сори , не смотрю аниме

PACAH1337

Просто отвечай всегда «да это жестко», «согл++++» или «земля тебе пухом, братишка». И все у тебя наладится Этими фразами можно ответить на любой вопрос.

rozerko

тренируй дикцию — чтение вслух, скороговорки и прочая полезная бурда

гугли «тренировочные тексты для дикторов», «тренировка дикции»

FindYourWay

Docdoc

Мне кажется это уже проблема поколений начинается, мутация какая-то хз, я куда не пойду — везде двух слов связать не могут, картавят, буквы глотают.

Господи на радио и тв каждый 3 картавит, там где голос очень важен, Карл!

LaikeStar

Мне кажется это уже проблема поколений начинается, мутация какая-то хз, я куда не пойду — везде двух слов связать не могут, картавят, буквы глотают.

Господи на радио и тв каждый 3 картавит, там где голос очень важен, Карл!

ты не правильно понял меня ,речь у меня нормальная (нет), а вот произношение страдает

ANTIϟHYPE

ты не правильно понял меня ,речь у меня нормальная (нет), а вот произношение страдает

Ты вcе буквы говоришь невнятно? Или отдельные. cкажи точно и я помогу

LaikeStar

Ты вcе буквы говоришь невнятно? Или отдельные. cкажи точно и я помогу

л западает больше всех

ovanturin

люди порой не умеют слушать или делают это не внимательно. была такая проблема просили повторить то что сказал. Поддерживаешь зрительный контакт и никаких проблем.Если у тебя плохая дикция то как говорят выше просто тренируйся говорить.

Прогульщик из 10’Я’

Все чаще замечаю что окружающие просят меня повторить фразу которую я сказал , на вопрос зачем , говорят что я говорю невнятно . Это уже меня достало , хочу нормально говорить , какие упражнения для этого есть ?

ANTIϟHYPE

л западает больше всех

тебе надо тренировать кончик языка(я без рофлоф)

cейчаc подкину упражнения. В приоритете cкороговорки, где еcть Л.

Вбей в гугл cкороговорки на Л

возьмите звукосочетания «ли-ли-ли-ли» и проговаривайте его столько, сколько сможете на одном выдохе. Потом вдохните и начните сначала. Делайте это упражнение в течение 3-4 мин. После этого возьмите скороговорки для тренировки звука «Л» (вы найдете их в интернете), например, «Видели ли Лидию? Полили ли лилию? Видели Лидию. Полили лилию». Повторяйте такие скороговорки примернораз за один подход, подряд и четко выговаривая все слова и звуки. Это должно дать желаемый результат.

Элизабет Торнберри

Надо вставить пробку и пытаться говорить.

LaikeStar

Надо вставить пробку и пытаться говорить.

ANTIϟHYPE

Надо вставить пробку и пытаться говорить.

Ты забыл добавить, что надо пробку от вина и произносить звуки:

«ПЕ ПЕ ПЕ БЕ БЕ БЕ МЕ МЕ МЕ»

«ТЕ ТЕ ТЕ ДЕ ДЕ ДЕ»

«КЕ КЕ КЕ ГЕ ГЕ ГЕ»

Элизабет Торнберри

Ты забыл добавить, что надо пробку от вина и произносить звуки:

«ПЕ ПЕ ПЕ БЕ БЕ БЕ МЕ МЕ МЕ»

«ТЕ ТЕ ТЕ ДЕ ДЕ ДЕ»

«КЕ КЕ КЕ ГЕ ГЕ ГЕ»

Оп, а тут бан намечается.

ANTIϟHYPE

Оп, а тут бан намечается.

Это улучшает дикцию.(Упражнения для пробки выше)

Источник: https://dota2.ru/forum/threads/stal-nevnjatno-govorit./

У меня невнятная речь и тихий голос

Спрашивает: Елена :35:24)

У меня очень тихий голос и не совсем внятная речь.Учусь в институте,отвечать стараюсь как можно меньше т.к. говорю тихо и даже при чтении доклада язык как будто заплетается и я сильно запинаюсь. Дома например само с собой пытаюсь репетировать речь я говорю нормально,четко,как надо.Как только выступление перед публикой или я отвечаю преподавателю я начинаю мямлить ,глотать окончания и .т.д. Педагогам приходится ко мне даже наклоняться чтобы услышать меня,переспрашивать что очень занижает мою самооценку,кажется,что это странно и просто по-детски так мямлить.

Когда я разговариваю со своими подругами происходит тоже самое,только меньше страха сказать что-то не так,но он все равно есть. Я говорю почему-то очень тихо ,подруги переспрашивают и порой говорю,а окончания в другом падеже ,словно я не русская,как-то язык завязывает и не пойми что выходит.Я не понимаю почему это происходит,но очень мешает.Скорее всего я боюсь,что скажу какую-то глупость потому это часто бывает т.к. я часто чего не понимаю из-за не гибкого ума,боюсь опозориться. В общении с парнями тоже и говорю глупости и очень тихо,что с первого раза меня не слышно.Когда пытаюсь сказать громко получается противный ор,словно я на кого-то ору.Подскажите пожалуйста как мне быть

Страх выступления перед аудиторией или ответ преподавателю, формируется в дошкольном и школьном возрасте. Смятение, неуверенность — мешают вам сосредоточиться, вам неловко и вероятно появляется желание спрятаться, стать маленькой и незаметной для окружающих. Это действительно серьезный комплекс, который мешает вам жить и развиваться. Рекомендую обратиться к психологу — гештальт терапевту.

Рудометова Ольга Владимировна, психолог Алматы

Киселевская Светлана Владимировна

«Скорее всего я боюсь».

Елена, Ваш страх — это способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные; затрата энергии без постановки цели.

В «Дневнике работы со страхами», познакомиться с которым Вы можете на этой странице:

приведены методы работы с ними.

Docdoc

Пока Вы можете попытаться самостоятельно разобраться с тем, чего Вы боитесь.

Когда страхи перестанут занимать в Вашей жизни первое место, появится уверенность и вера в свои силы.

Если же самостоятельная работа не поможет, обращайтесь к психологу для индивидуальной работы.

С ув. Киселевская Светлана, психолог, магистр (Днепропетровск).

Здравствуйтея,Елена.Такое поведене говорит о том,что Вы хотите в жизни быть незаметной.Причина -Ваша кажущаяся никчемность,неинтересность,отсутствие в Вас ценности,чего-то достойного внимания.Быстрее всего,с такой самокритикой Вас воспитала Ваша мама.И чтобы все поменять,Вам важно научиться почувствовать и принять себя противоположной-классной,уникальной,безупречной,желанной,любимой и обожаемой собою.Только тогда Вы станете говорить громко и уверенно,так как будете считать,что Вы достойны,чтобы на Вас смотрели и оценивали хорошо.Это большая внутренняя работа.Скачайте книгу Эллис.Гуманистическая психотерапия.Сделайте ее настольной и живите по ней.Но,конструктивней будет поработать с психологом в формате психотерапии.Обращайтесь,я работаю с этим.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Ещё советы психологов:

Читайте также:

Советы психологов

Круглый стол

Статьи

Интервью

Тесты

Задать вопрос психологу

Советы психологов

У меня нет молодого человека

Здравствуйте! Мне 25 лет, в моей жизни в принципе все хорошо, у меня два красных диплома, работаю ба.

Неприятие инстинктов. Варианты действий?

Джек сидел перед окном в раздумьях. Никакая сила, уверенность, эрудиция не помогала ему решить встав.

Проблема в отношениях с мужем

Живем 4 года.Двое детей.Старший от первого брака. Дочке 1.9. Я в декретном. Все было хорошо.Живем у.

Еще советы | Задать вопрос

Популярное

Страхи первой консультации у психолога

В какой-то период почти каждый человек сталкивается с необходимостью о.

Я прощаюсь с тобой. Часть 3: работа с воспоминаниями и событиями при расставании с любимым человеком

Так получается, что часто именно воспоминания не дают человеку идти да.

Агрессивные дети, как отражение агрессивного поведения взрослых

В последнее время, на нас со всех сторон, «обрушивается» информация, о.

Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.

Когда я сама была клиентом, я недоумевала, зачем этот странный вопрос .

Источник: https://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/156213/

Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?

Речь. Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить? Нарушения звукопроизношения. Нарушения ритма и темпа речи. Нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи. Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи. Дислалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия.

Рекомендуем родителям и специалистам:

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи — они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т. д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять!»

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание — не связаны ли они с каким-то расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно излечиваются. Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой областью едва ли нужно, но иметь общие представления о ней, по-видимому, будет полезно. Родители, например, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет им вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

1. Нарушения звукопроизношения.

2. Нарушения ритма и темпа речи.

3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

Нарушения звукопроизношения.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса, ритма речи и т. д.

Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые язычные звуки), несколько реже — в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие).

Нарушения произношения звука «р» чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие «р»: «ука» (рука) «коова» (корова), «ша» (шар); картавое «р», носовое «р»: звук «р» заменяется носовым «нг». Очень часто звук «р» заменяется звуками «л», «т», «д», «г», «й». Например, «лука» или «йюка» (рука), «колова» или «койова» (корова) и т. д.

Другой трудный звук — «л». Недостатки его произношения почти так же многочисленны, как и звука «р». Здесь тоже отмечается отсутствие звука: «апа» (лапа), «ошка» (ложка), «юди» (люди); встречается «двугубное» или губно-зубное «л»: вместо «л» слышится звук, средний между «у» и «в» — «уампа» или «вампа» (лампа), «уошка» или «вошка» (ложка); носовое «л», когда звук «л» заменяется носовым звуком «нг». Бывают и более редкие нарушения, например, звук «л» заменяется звуками «р», «д», «н», «й», «в» и т. д.

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад артикуляторных органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на распознавание звуков — воспитание фонематического слуха.

Мы не приводим здесь тех упражнений, которые даются детям для устранения дефектов произношения различных звуков, ибо в каждом отдельном случае логопед учитывает степень нарушения, его особенности и в соответствии с этим дает указания. Ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка сами — здесь вам не обойтись без помощи специалиста (это относится не только к нарушениям произношения, но и ко всем другим расстройствам, о которых речь будет дальше).

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т. д. Если нарушаются эти функции, ребенок часто болеет, его организм ослабевает. При механических дислалиях часто страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей, так как эти процессы тесно взаимосвязаны.

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего будет страдать произношение губных звуков «п», «б», «м» и губно-зубных звуков «ф» и «в». Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.

При неправильности в строении зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков, образуемых с участием передних зубов,- «с», «з», «ц» и т. д.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Прикус — соответственное расположение зубов верхней полости по отношению к зубам нижней. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед, встречается так называемый перекрестный прикус и т. д. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции, о которых мы рассказывали при описании функциональной дислалии, кроме того, часто получаются дополнительные звуки: пришепетывание, причмокивание и т. д.

Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно переживают свои физические недостатки.

Лечение должно начинаться с попытки выправить имеющийся физический дефект. Для этого нужно как можно раньше обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно необходимо посоветоваться с логопедом относительно того, какие упражнения для постановки звуков следует делать ребенку.

Среди отклонений в развитии лицевого скелета часто встречается врожденное незаращение нёба (полное — по всей длине или неполное). В настоящее время большинство специалистов признает в этих случаях необходимость раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно делать уже в первые часы жизни ребенка. При расщелине нёба делают протез, который закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез поможет и правильному развитию артикуляции звуков. На втором году уже можно делать пластическую операцию нёба.

Гемотест RU

Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее время, «когда малыш подрастет». Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям очень важно поставить правильное дыхание и звучание голоса, обучить их артикуляции звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков «р», «ш», «ж», «ч», «щ» при укорочении подъязычной связки («уздечки»). Вопрос о том, подрезать ли уздечку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и рекомендуют вибрационный массаж и специальную гимнастику языка.

К этой же группе заболеваний относят дизартрию, или расстройство членораздельной речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляторные, при этом очень замедленны, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть шеки. Голос тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.

Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто отсутствует, к 2-3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно построенные) ребенок начинает произносить лишь к 5-6 годам. Позднее запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной и монотонной. Некоторые дефектологи считают, что дети с дизартрией являются умственно отсталыми. Большинство же находят, что у этих детей существует лишь задержка развития интеллекта, связанная с двигательными и речевыми нарушениями. При улучшении состояния такие дети могут хорошо учиться и проявлять нормальные умственные способности.

Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога (хотя бы периодическом). Поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа должна вестись и по выправлению речевых дефектов — конечно, под руководством логопеда.

Нарушения ритма и темпа речи.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера.

Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется — это нарушения несудорожного характера.

Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними — ребенок произносит слова почти по слогам («ви. зу. со. ба. а ку. «); может быть удлинение пауз между словами («дай. мне. руку. «). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.

Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.

Лечение таких детишек заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).

В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому человеку, иначе у ребенка будут все время возникать рецидивы.

Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так, Юра П. в возрасте 2 лет 10 месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки, постоянно вовлекался родителями в разговор и смешил всех употреблением таких «взрослых» слов, как «немыслимо», «договорились» и т. п. И вот однажды, рассказывая маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на этом слове: «М-мо. м-мо ..» — и дальше начал говорить с заиканием.

Подчас родители не могут указать определенный момент начала заикания — оно развивается постепенно.

В основе развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребенка. Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить, и самим ограничить разговор с ним.

Иногда такой «режим молчания» в течение 7-10 дней выправляет положение. Иногда же расстройство оказывается довольно стойким. Как только у ребенка возникло заикание, нужно обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Реактивное заикание (которое развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположение к этому, — очевидно, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей обычно можно видеть и другие признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д.

Специалисты по лечению заикания, например С. С. Ляпидевский, считают, что развитие заикания всегда имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия вызывают срыв нервной деятельности — развитие невроза, одним из проявлений которого и будет заикание.

При лечении заикания наряду с логопедической необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее успешным является лечение заикания в стационаре.

Мы уже говорили о том, что здесь не будем касаться ни методов лечения, ни характера упражнений, которые применяются при лечении тех или иных расстройств речи, чтобы родители не пытались начинать лечить ребенка без совета логопеда и врача. Но вот о профилактике развития заикания у детей мы можем поговорить — это как раз то, о чем следует заботиться семье и детскому учреждению.

У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко, значит, особое внимание нужно уделить так называемым нервным детям — это им угрожает развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания.

Для таких детей особенно важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не переутомлялись. Надо создать для них спокойную обстановку в семье, детском саду или школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты между близкими.

Относительно маленьких детишек нужно, кроме того, соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т. п , не следует слишком много читать ему, рассказывать, не следует торопиться учить его трудным словам, сложным фразам, особенно если у него имеется еще «физиологическое косноязычие». На фоне неотработанной артикуляции обилие новых трудных слов легко приведет к «срыву» нервной деятельности.

С нашей точки зрения, профилактика заикания у нервных детей является чрезвычайно важной задачей. Если родители вынуждены будут соблюдать все эти условия, когда беда случилась — ребенок начал заикаться, то, право же, легче принять нужные меры заранее и постараться уберечь малыша от развития у него речевого невроза.

Следует иметь в виду, что заикание часто возобновляется после лечения. Причины рецидива заикания те же, что и причины, первоначально его вызвавшие: конфликты в семье и школе, переутомление, ослабляющие инфекции. Следовательно, и рецидивы заикания могут быть предупреждены, если окружающие люди постараются создать для ребенка спокойную обстановку. (По данным профессора С. С. Ляпидевского, в отдаленные сроки после лечения хорошая речь сохраняется у 28% детей, несколько ухудшается речь у 26,2%, наступает существенное ухудшение у 25,3% и возобновляется заикание у 20,4% детей Значит, у 54,2% больных состояние речи оказалось вполне удовлетворительным и в отдаленные сроки после лечения).

Нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи.

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.

Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию — это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

Для более старших ребятишек — около пяти месяцев и более — хорошей пробой является такая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки — две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая — испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.

При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. У детей примерно с 5 лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора — аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить, какие звуковые колебания и при какой силе ребенок воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых единицах — герцах, а силу его — в децибелах.)

При обследовании слуха с помощью аудиометра вычерчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые частоты, в пределах которых больной слышит, а по вертикали — силу звуков, при которой они воспринимаются. Потеря слуха характеризуется обоими этими показателями.

Обычно люди говорят с громкостью (т. е силой звуков) вдецибелов (дб), а частота звуковых колебаний находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) — это называют «зоной речевых частот».

Глухота не означает, что ухо не улавливает никаких звуков: какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут быть восприняты лишь при очень большой силе звука — вдб (нужно сказать, что 80 дб — это крик, а 100 дб — фортиссимо большого оркестра).

В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа.

Очень большое значение имеет возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на втором-третьем году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без специального обучения. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных занятиях умственное развитие этих детей будет нормальным, а позднее у них ставится и звуковая речь.

Дети, потерявшие слух в 5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь полностью.

Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха надб — такие случаи называют не глухотой, а тугоухостью. Эти дети тоже требуют специального лечения и обучения.

Тугоухость и даже глухота совсем не свидетельствуют о том, что ребенок обречен на задержку умственного развития. Можно привести большое количество примеров, когда, несмотря на тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли обучаться в массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень подробную инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вместе с ним) зрительному восприятию речи («чтению» мимики говорящего человека) и восприятию тактильно-вибрационной чувствительности (произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить рукой). Это требует много времени и усилий со стороны семьи, но обеспечивает правильное развитие ребенка. Примерно та же работа проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило, осуществляется в специальных школах.

Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или взрослых людей, речь которых уже была сформирована.

Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в чистом виде почти не встречается.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов. «Мунека. магак.ч. магага», — мучительно подбирает звукосочетания пятилетний Гриша, пытаясь сказать слово «бумага».

Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик», «книга бах стол пол».

Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дается последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает пониманию читаемого.

У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие моторики — они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев рук неразвиты, некоординированны.

Поскольку имеется недоразвитие речевых областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие области мозга, более полноценные — слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях опираться главным образом на них. Обычно у этих детишек имеются более или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно обратить внимание на развитие общей моторики; логопеды здесь отмечают особенно благотворное влияние занятий по ритмике. С нашей точки зрения, очень большое влияние должна также оказать тренировка тонких движений пальцев рук (наверняка, вы слышали о тесной связи функций пальцев рук и речи?).

В более легких случаях алалии родители с помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи ребенка. В более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в специальные лечебные учреждения. За 3-4 месяца лечения и обучения ребенка в стационаре у детей 5-6 лет с отсутствием многих звуков, с отдельными лепетными словами появляется речь фразами (конечно, простыми, типа «дети идут в школу», «Валя, на книгу»), словарь увеличивается на несколько десятков слов, ребята заучивают стихотворения.

При афазии, как и при алалии, нарушения обычно носят смешанный характер, однако, как правило, преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова.

Вот пример. У мальчика 13 лет, ученика 6-го класса, стала расти опухоль в левой височной области. Он начал забывать названия предметов и имена людей, затем перестал понимать даже простые фразы. Наряду с таким грубым нарушением понимания речи мальчик легко подражал слышимым словам и даже мог механически читать, совершенно не понимая того, что читает. Это — случай с преимущественным нарушением понимания.

Другой пример. Девочка, тоже 13 лет, у которой развилась опухоль в височной и нижнетеменной областях. У нее трудности в понимании речи окружающих были значительно меньше, но собственная ее речь пострадала очень сильно. Например, она говорила: «Девочка рас. рас. ращ. ращ. азывает волосы».

Оба эти случая окончились благополучно, и после операции дети поправились.

Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.

Восстановление речи происходит у детей не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей. Однако нельзя полагаться только на высокие восстановительные способности детского мозга. Нужно лечить малыша и нужно с ним заниматься. В остром периоде лучше поместить ребенка в стационар, где он получит постоянное медицинское наблюдение, когда же состояние улучшится, можно лечить его амбулаторно, одновременно проводя с ним логопедические занятия.

В заключение хочется подвести небольшой итог.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают, что 80% случаев заикания — невротического происхождения, а это значит, что нужно принимать меры к лечению любых невротических проявлений, снижению возбудимости детей. Разве установление режима, создание спокойной обстановки, общее укрепление нервной системы не в наших руках?! Подумайте, какой огромный процент речевых неврозов можно предупредить, если взрослые достаточно почувствуют свою ответственность за это!

Еще один вопрос. Когда мы говорили о лечении разных форм речевых расстройств, то все время подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ребенком. Это — основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она случилась. Конечно, oт родителей и всех, кто работает с ребенком, требуется большое терпение и самодисциплина. Взрослые должны обратить самое серьезное внимание на состояние своей собственной нервной системы — невротический ребенок всегда приходит из невротической семьи. И если ребенка лечат, а дома он попадает в напряженную обстановку, где говорят на повышенных тонах, часты конфликты, люди нетерпеливы, резки, то результат лечения будет плохой. Взрослые не только в своих интересах, но и в интересах ребенка должны бороться со своими неврозами, брать себя в руки и сдерживаться от проявлений отрицательных эмоции, плохого самочувствия.

Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии, афазии — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех!

Источник: М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

Источник: https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04f.shtml

Блог Кощея

Обо всём понемногу

Невнятная речь

С детства я так быстро говорю, что многие меня не понимают и переспрашивают. Пытаюсь говорить медленно, но не получается: кажется, что забуду, что хотел сказать. Попытался найти в интернете информацию по этому «недугу, и вот, что нарыл.

Многие не считают, что быстрая речь — слишком серьезная проблема. У каждого человека свои особенности как внешности, походки, так и речи. И зависят они от свойств характера, темперамента, которые чаще всего изменить нелегко. Да и нужно ли? Дело в том, что человеку приятнее общаться с теми, у кого такой же темп речи, как и у него самого. Тогда люди лучше понимают друг друга. Рекомендуют найти собеседников, которые тоже говорят быстро — «и, возможно, вы будете меньше расстраиваться». Но совсем другое дело, когда речь невнятная, как частично и у меня. Это действительно мешает общению. Чтобы вас лучше, понимали, можно потренироваться с помощью следующих упражнений, настроев:

• Чаще читайте вслух, четко проговаривая каждое слово, и слушайте себя.

С детства люблю компьютерные игры. Особенно нравятся игры стратегии играть бесплатно, в которые можно поиграть на сайте www.bravica.org. Большой выбор и игр, как для детей, так и для взрослых.

Комментарии

Королю нужно быть оратором и говорить речь. А не общаться ))) Общаться король может и заикаясь — в личной жизни «фифекты фикции» особо не мешают. А вот говорить пламенную речь (в том числе по радио) с ними сложно.

Источник: https://www.koshei.ru/raznoe/152-nevnyatnaya-rech.html

Почему некоторые люди невнятно произносят слова?

Потому что культура речи не входит в обязательный ‘джентльменский набор’ современного человека. Это прискорбный факт, который не перестает меня удивлять. Вообще в последнее время очень ухудшилась речь у юного поколения — это обо многом говорит. Куча дефектов произношения. А невнятность — это недоразвитие мышц языка и губ, нечеткая артикуляция. Причина простая — банальная лень. Устраняется довольно просто — нужно активно артикулировать и выправляется речь даже взрослого человека, не говоря уже о детях. Другое дело — что сначала родители не проявляют должного внимания к проблеме — типа — мы же понимаем, что говорит ребенок, а потом и сам ‘дикционный гений’ считает. что у него все нормально.

По целому ряду причин. Прежде всего, это могут проблемы с дикцией. Человек знает, что не выговаривает, например, какую-то букву, поэтому старается говорить или тихо, или быстро, или просто невнятно. Еще одна причина — человек комплексует по какому-либо поводу. Например, ему не хватает знаний по теме, о которой речь, вот он и старается что-нибудь невнятно произнести, а вроде как и в разговоре поучаствовал) Могут быть проблемы с зубами — неправильный прикус или отсутствие зубов человек маскирует невнятной речью — просто, чтобы меньше обращали на него внимание. А еще может быть снижен слух у слушателя — вот ему и кажется, что речь невнятная))

Иногда люди просто страдают социофобией, боятся незнакомых людей, поэтому из-за стеснительности и страха нечетко произносят слова.

Просто у них не было такого хорошего учителя, как у короля Англии Георга в фильме ‘Король говорит’. Смотрите и учитесь!

Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/28471-pochemu-nekotorye-ljudi-nevnjatno-proiznosjat-slova.html

Красноречие — учимся красиво говорить

Успех во многом зависит от умения человека владеть словом. Это касается не только публичных выступлений, где умение красиво говорить особенно важно, но и повседневной жизни, зачастую требующей от нас навыков красноречия. Поэтому просто необходимо учиться правильно излагать свои мысли, четко формулировать идеи, ценности и проблемы, выражать чувства и общаться

Известно, что сами слова играют незначительную роль в том, какое впечатление мы производим на окружающих. Невербальные аспекты намного важнее.

Рис. Как мы общаемся

Так как общение — двусторонний процесс, то собеседники должны воспринимать слова друг друга и понимать, о чем идет речь, а для этого им необходимо выражать свои мысли четко и ясно. Если один из них не услышал слова другого, считайте, что они и не прозвучали.

Шекспировский Гамлет говорил актерам: «Сообразуйте действия с речью, речь с действием». Таким образом, красноречие заключается в умении сообразовывать слова с действиями. Красноречие предусматривает умение:

  • говорить легко;
  • объяснять сложное простым языком;
  • быть убедительным;
  • доносить свою идею до аудитории;
  • говорить четко и внятно;
  • правильно делать паузы.

Говорить легко

По вашей речи окружающие сразу же понимают, насколько вы образованны, компетентны и успешны. Многочисленные исследования показывают, что успешность человека напрямую зависит от его словарного запаса, однако большинство из нас обходится лишь небольшой его частью.

Большой словарный запас — это хорошо, если им регулярно пользоваться, но одного лишь знания множества слов недостаточно: важно уметь так формулировать свои мысли, чтобы заинтересовывать ими людей.

Вы должны научиться говорить без запинки и не репетируя. Например, часто ли вы произносите такие междометия, как «ммм», «ааа» и т.д.? Если да, то советуем как можно быстрее избавиться от них. Иногда мы сами не осознаем, насколько часто используем их, поэтому стоит обратиться за помощью к экспертам, чтобы понять степень своей зависимости от этих «слов-подпорок».

Шекспир решил проблему нехватки слов довольно просто: он изобрел примерно 2000 новых слов. Дилан Томас и Джеймс Джойс последовали его примеру, когда в этом возникла необходимость. Мы предлагаем, конечно, не столь креативный, но достаточно эффективный способ расширения словарного запаса.

Для начала определите объем собственного словарного запаса.

Ежедневно запоминайте по одному новому слову, и через три месяца сможете использовать почти сто новых понятий. Проверяйте сочетаемость слов друг с другом.

Читайте: читайте хорошие книги и запоминайте незнакомые слова, выясняя их значение.

Учитесь: изучайте искусство, театр, литературу, иностранные языки, философию, науку и психологию, которые откроют вам новые способы выражения мысли.

Слушайте: старайтесь чаще слушать тех, кто хорошо говорит, не доверяйте различным политикам, спортсменам и другим знаменитостям, большинство которых пользуются избитыми штампами.

Беседуйте: участвуйте в содержательных, умных беседах.

Объяснять сложное простым языком

«Великие лидеры всегда умеют упрощать; они опускают аргументацию, дебаты и сомнения, чтобы предложить решение, которое поймет каждый», — считает генерал ВС США Колин Пауэлл. Обычно внимание человека можно удерживать не более 15 секунд, поэтому надо учиться быстро выражать свои мысли. Усложнить можно все, что угодно, даже заваривание чашечки чая (кстати, в Великобритании описание этого процесса занимает целых шесть страниц!).

Очень важно выражать свои мысли максимально просто. Например, немногие действительно понимают, что такое биотехнологии, но это не мешает таким блестящим ученым, как ведущий физик-теоретик, футуролог и телеведущий доктор Мичио Каку, говорить об этом так, чтобы большинству из нас было понятно, о чем идет речь.

Самыми яростными противниками упрощения, как правило, становятся профессионалы-фанатики, которые любят все усложнять и запутывать. Поэтому компания ING Direct, предоставляющая финансовые услуги, намеренно приглашает на работу тех, кто не имеет никакого отношения к банковскому делу, чтобы они «пошатнули устои». Компания понимает, что «излишняя ученость» персонала приводит к маркетинговой близорукости, поскольку узкие специалисты редко смотрят на вещи с точки зрения потребителей.

При объяснении сложного простыми словами нельзя использовать профессиональный жаргон. Профессионализмы помогают узким специалистам лучше понимать друг друга, но использование их в общении с аудиторией, даже хорошо подготовленной, может снизить личностное воздействие оратора.

Итак, избегайте профессионального жаргона, если хотите быть понятым слушателями.

Другой способ упрощения — объяснение основной идеи без сложных технических подробностей, начиная с сути вопроса. Кинорежиссер Сесил Б. Де Милль однажды сформулировал сюжет фильма о Самсоне и Далиле следующим образом: «Парень встречается с девушкой — и какой парень, и какая девушка!».

Одно время упрощенность буквально захватила Голливуд: автор идеи фильма должен был выразить ее несколькими словами или одним предложением.

  • Девушка встречает девушку, и они падают в машине с утеса.
  • Марсиане завоевывают мир, но умирают от вируса.
  • Милая маленькая рыбка теряет родителей, но снова их находит.

Предлагаем вам выполнить практическое упражнение.

Практическое упражнение: упрощение

Просто ради шутки, а также обучения краткому формулированию своих мыслей, попробуйте пересказать сюжет перечисленных фильмов одним коротким предложением.

Или выберите дюжину фильмов, которые вы хорошо знаете, и кратко опишите их содержание.

Быть убедительным

Когда ведущий научный консультант правительства Великобритании говорит премьер-министру, что страна должна активнее использовать атомную энергию, он выглядит намного убедительнее в качестве независимого советника, чем, скажем, в роли главы британской атомной компании, стремящейся к абсолютно той же цели. Однако убедительность только наполовину зависит от должности или статуса говорящего. Деятельность успешных руководителей прибыльных компаний подтверждает, что многие из них не обладают сильным эффектом харизмы, но при этом им удается быть убедительными.

Кроме четкой формулировки цели и невербальных знаков, можно выделить и другие факторы, способствующие наибольшей убедительности, — это убежденность в своих словах, то есть ваша увлеченность обсуждаемой темой, и содержание мысли.

Увлеченность

Когда люди стремятся разделить увлеченность и энтузиазм с окружающими, это всегда их подкупает. Проверьте, насколько вы увлечены своими идеями, выясните, что вас вдохновляет или интересует.

Если вы убеждены в том, что хотите сказать, почему бы другим не поверить вам? Попробуйте разбить свою мысль на небольшие части, чтобы проверить, в какой степени все они вызывают у вас интерес и энтузиазм. Например, вы должны рассказать клиентам о новом продукте своей компании, но это не вызывает у вас никакого энтузиазма. В такой ситуации не рассчитывайте на то, что все само собой как-то решится, найдите в этом продукте что-нибудь такое, пусть незначительное, что заинтересует вас, и сосредоточьтесь на этом. Для того чтобы убедить других, сначала убедите себя.

Содержание

Хотя сами слова играют незначительную роль в убедительности вашей речи, содержание вербального сообщения может повлиять на доверие слушателей.

  • Высказываемые мысли следует подкреплять достаточным количеством фактов.
  • Речь должна быть логичной и понятной.
  • Речь не должна быть длинной, чтобы ее могли воспринять слушатели.

Например, для того чтобы не выглядеть хвастуном, устраиваясь на работу, стоит подкрепить описание своего профессионального опыта убедительными доказательствами — примерами, статистическими данными, мнениями специалистов и рекомендациями. Или, отстаивая свое мнение по тому или иному вопросу перед начальством, нужно всегда приводить достоверные факты, не полагаясь лишь на свои предположения.

Выступая на рабочем совещании перед коллегами, следует подтверждать свои высказывания фактами и реальными доказательствами. Конечно, в этом случае вам придется затратить больше времени на подготовку выступления, но в противном случае вы рискуете потерпеть неудачу, особенно на официальных встречах.

Логичность и простота мысли усиливают воздействие на окружающих. Дело не только в том, что многим не удается долго сохранять внимание, но и в том, что люди обычно запоминают только две-три мысли, высказанные в ходе вербального общения. Так что большое значение имеет порядок представления информации.

Основное правило убедительности — сообщить самую важную информацию в начале беседы.

Как доносить свою идею до аудитории

Красноречивые люди усиливают свое воздействие с помощью креативных фраз. «Мы все еще танцуем», — сказал Чак Принс, глава Citibank, комментируя разногласия в совете директоров. Запоминающийся визуальный образ тоже может стать быть очень эффективным.

Завершая свою знаменитую презентацию на конференции TED (полное название Technology Entertainment Design — ежегодная конференция, миссия которой состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading») по разнообразным темам, таким, как наука, искусство, политика, бизнес, глобальные проблемы и др.), которую по Интернету посмотрели примерночеловек, профессор Ханс Рослинг (шведский врач, академик, статистик и общественный деятель. Он является профессором всемирного здравоохранения в Каролинском университете, а также основателем Фонда Gapminder) заявил, что невозможное возможно, и в доказательство своих слов проглотил длинный стальной штык.

Метафоры и сравнения

Метафоры и сравнения создают запоминающуюся картину событий или явлений. Они помогают разъяснить сложные идеи и понятия, позволяя упростить мысль. Приведем примеры метафор.

«Эта семья придерживается твердых правил».

«В этой команде есть несколько паршивых овец».

Возможно, вы относите метафоры в первую очередь к сфере литературы и искусства, однако мы все ими пользуемся как неотъемлемой частью нашего языка, иногда неосознанно, в своей повседневной жизни, поскольку их меткие определения позволяют кратко сформулировать мысль. Когда исполнительный директор Ли Якокка пытался спасти Chrysler, он просил правительство США предоставить компании не «пакет спасательных мер», а «страховочную сеть», которая позволила бы не увольнять сотрудников.

Сравнения («как» или «подобно»), как вы понимаете, сравнивают одно с другим. Например.

— «Он бесчувственный, как камень».

— «Она несгибаемая, как сталь».

— «Он всегда приходит вовремя, словно по часам».

Если вы хотите разъяснить свою мысль коллегам, постарайтесь выбрать для сравнения предмет или действие, которые не связаны с тем, о чем вы говорите. Допустим, вы хотите убедить свою команду действовать в определенном направлении. Какую связь можно провести между этой областью и, например, рафтингом, которым вы увлекаетесь? Даже при всей незначительности этой связи вы сможете создать запоминающийся и убедительный образ.

Говорить четко и внятно

Мы так привыкли к своему голосу, что практически не обращаем внимания на то, как говорим, поскольку повседневное незначительное общение достаточно низкого уровня, как правило, от нас этого не требует. Друзья понимают нас, мирясь с нашей манерой выражаться, но для достижения эффекта не обходимо обратить особое внимание на то, что и как мы говорим. Итак, в нашей речи важны:

— дикция — насколько четко вы произносите слова и предложения;

— тембр голоса — насколько ваш голос высокий или низкий;

— громкость — хорошо ли вас слышно;

— тон — какое настроение передает ваш голос — доброжелательное или нет;

— темп — насколько быстро вы говорите.

Дикция

Обычно люди не задумываются над тем, понимают ли собеседники их речь или нет. Определить это позволяет зрительный контакт с теми, к кому эта речь обращена.

Вы можете проверить, внятно ли говорите, попросив окружающих высказать свое мнение о вашей дикции или записав свою речь на магнитофон, что сразу подскажет вам, насколько ясно и просто вы выражаетесь. Или можно спросить собеседника, понимает ли он вашу речь. Возможно, вам будет неловко, но зато вы сможете получить необходимую информацию.

Вы также можете попробовать следующие методы исправления дикции.

— Смотрите на себя в зеркало, когда разговариваете. Какое впечатление у вас создается?

— Потренируйтесь в произношении слов. Греческий оратор Демосфен для улучшения своей дикции тренировался с камнем во рту до тех пор, пока его речь не стала внятной. Но лучше не рисковать с камнем, чтобы не подавиться. Вместо этого мы предлагаем вам взять в рот карандаш, что вынудит вас произносить слова намного четче.

— Потренируйтесь говорить медленнее. Если вы будете отделять слова секундой-другой, это усилит ваше личностное воздействие на слушающих.

Паузы тоже эффективны, так как позволяют слушателю осмыслить сказанное.

Умение говорить четко и понятно настолько важно, что имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.

Практическое упражнение: голос

Прочитайте следующий абзац с широкой улыбкой на лице:

«Команда работает замечательно, мы перевыполнили план, и можно сказать, что этот месяц будет рекордным. Молодцы!»

Теперь прочитайте тот же абзац, нахмурившись, еле открывая рот. Обратите внимание, как выражение лица повлияло на ваш голос.

Тембр

Люди часто говорят монотонно, даже не осознавая этого. Ваш голос может казаться скучным и сухим по нескольким причинам: малоинтересная тема выступления, чтение «по бумажке», безжизненный, «деревянный» голос, то есть немузыкальный.

Если вы будете читать свою презентацию с листа, скучно бубня себе что-то под нос, это никак не поспособствует усилению эффекта от вашего выступления. Даже великим актерам сложно выучить роль наизусть и произносить свой текст так, чтобы это звучало интересно.

Для того чтобы разнообразить тембр голоса, двигайтесь во время выступления! Это обязательно сработает!

Есть и другие методы:

— дышите глубже и расслабьтесь;

— делайте акцент на важных словах и фразах, усиливая их звучание;

— вкладывайте больше эмоций в то, что вы говорите;

— делайте акцент на конце предложений и на вопросах.

Достичь успеха в этой сложной области личностного развития вам поможет квалифицированный коуч, который подскажет, как разнообразить речь и сделать ее интереснее.

Громкость

Предпринимательница Карен Дарби, выдающаяся личность, которой удалось продать свой веб-сайт SimplySwitch за 22 млн фунтов стерлингов, разговаривает так, как будто «пытается докричаться до последних рядов, хотя нас только двое в маленькой комнате», — комментировал сотрудник журнала Guardian в октябре 2007 г. А Дороти Паркер, известная американская писательница и юморист, напротив, намеренно говорить так тихо, что людям приходится приближаться к ней, чтобы услышать ее слова. Она наделена блестящим сатирическим даром, и это создает совершенно особое воздействие. Говоря тихо, она точно знает, что делает, предлагая слушателям ровно столько, сколько нужно, для удержания их внимания.

Однако слишком громкая или тихая речь может разрушить эффект, так что стоит проверить громкость своего голоса. Вас часто просят говорить громче или повторить сказанное? Если да, значит у вас, скорее всего, довольно тихий голос, хотя вам он может казаться абсолютно нормальным.

Практическое упражнение: укрепление голоса

  • Встаньте прямо. Так ваши легкие смогут работать на всю мощность, а диафрагму ничего не будет стеснять.
  • Сделайте глубокий вдох, наполнив легкие воздухом.
  • Говорите так, как будто воздух выходит из живота.
  • Говорите ровно, не выпуская весь воздух на одной фразе, а то голос будет казаться крикливым. После глубокого вдоха вам хватит воздуха на целое предложение.

Совершенствование голосовой техники потребует времени, так что потренируйтесь.

Если вам кажется, что у вас резкий или крикливый голос, проверьте реакцию слушателей: не отодвигаются ли они от вас, даже слегка, или морщатся. Или же прямо спросите товарища по работе, каким ему кажется ваш голос.

Практическое упражнение: громкость голоса

1. Произнесите предложения тихо.

Я этого не говорил!

Оставьте меня в покое.

Отдайте мне это.

Мне это нужно немедленно.

2. Усиливайте громкость голоса, делая акцент на выделенных словах.

Я ЭТОГО не говорил!

Оставьте меня В ПОКОЕ.

ОТДАЙТЕ мне это.

Мне это нужно НЕМЕДЛЕННО.

Обратите внимание, как меняется смысл сказанного в зависимости от громкости голоса.

Тон передает ваши эмоции — доброжелательность, гнев, жизнерадостность, терпение и т.д., играя важную роль в создании личностного воздействия.

Например, голос бывшего премьер-министра Великобритании Джона Мейджора во время публичных выступлений, несмотря на старание казаться спокойным, всегда казался «чужим», сдавленным. Сложно казаться жизнерадостным, уверенным в себе и убедительным, если вас выдает голос: «Вы чувствуете, как я напряжен?»

Для того чтобы добиться густого, звучного тона, нужно задействовать диафрагму, голосовые связки и звук, резонирующий в горле, во рту и в голове. Знаю, что на первый взгляд это кажется очень сложным, поэтому и рекомендую обратиться за помощью к специалисту.

Если вам не поможет приведенное ниже простое упражнение, можно поработать с квалифицированным коучем, занимающимся постановкой голоса. Он подскажет, как менять тон, чтобы сделать речь более музыкальной и привлекательной.

Практическое упражнение: тон

  • Напевайте что-нибудь тихо в течение длительного времени.
  • Положите руку на шею, как будто она галстук,
  • Почувствуйте, как все мышцы шеи и под подбородком расслабились.
  • Произнесите «хмм» обычным голосом. Вы почувствуете вибрацию на лице и под рукой, лежащей на шее. Почувствуйте, насколько легко произносится «мм».
  • Теперь начинайте говорить с той же легкостью в голосе. Не торопитесь. Если утратите легкость, то собьете дыхание.
  • Расслабьте верхнюю часть тела — плечи, шею и мышцы брюшного пресса, и ваш голос станет мягким и приятным.

Продавцы подержанных автомобилей, политики и адвокаты обычно говорят быстро, выстреливая слова, как пули. Те, кто говорит медленно, тянут слова так долго, что в них можно увязнуть, как в паутине. Люди этих типов используют темп речи для контролирования слушателей, надеясь усилить свое воздействие на них. Как правило, обычная повседневная речь бывает быстрой и громкой, поэтому, говоря медленнее, можно усилить эффект.

— делайте больше пауз, чтобы слушатели успевали осмысливать сказанное;

— разнообразьте темп голоса, иногда замедляя, а иногда ускоряя его;

— не вкладывайте слишком много усилий в произнесение слов, чтобы говорить мягче, без порывистости.

Если вам кажется, что вы говорите слишком медленно, прежде всего, проверьте, так ли это (спросите у коллег), потому что это может быть вашим плюсом, а не минусом.

— вкладывайте больше энергии в произнесение слов, чтобы речь текла быстрее;

— делайте вербальные упражнения для разминки, прежде чем выступать перед аудиторией (профессиональные актеры и ведущие часто так поступают);

— читайте вслух что-нибудь, засекая время по секундомеру; тренируйтесь до тех пор, пока не прочитаете текст как можно быстрее.

Правильно делать паузы

Тот, кто обладает развитым красноречием, может эффективно использовать паузы, чтобы собраться с мыслями. Как сказал американский юморист Джош Биллингс: «Тишина — один из тех аргументов, которые невозможно опровергнуть».

Паузы могут создать атмосферу открытости и простора — для вас и для окружающих. Кроме того, паузы придадут больший вес вашим словам. Дайте слушателям время подумать, не торопитесь заполнять паузы, оставленные другими, проявите таким образом уважение к аудитории.

Однако есть паузы, способные разрушить эффект, превратив вас в агрессивного, неотзывчивого и недружелюбного человека. Возможно, вы используете молчание как оружие, например, после спора с друзьями. Как только вы поймете, что делаете, с этим будет легче бороться. Со временем, когда вы станете бдительнее, вам удастся избавиться от этой дурной привычки.

Поработайте над следующим:

— определите те периоды, когда вы делаете паузы;

— выясните, как вы реагируете на паузы;

— научитесь чувствовать себя комфортно во время паузы;

— используйте паузы в позитивных, а не в негативных целях.

Практическое упражнение: паузы

  • Позвоните другу и скажите, что хотите провести эксперимент.
  • Предложите ему просто помолчать 1 5 секунд, засеките время. Попробуйте, и вы удивитесь, насколько это сложно.
  • Проделайте то же упражнение при личной встрече, доведя время до целой минуты. Что вы почувствовали? Когда вам стало некомфортно? Что стало признаком дискомфорта? Вы смотрели на другого человека во время паузы или избегали его взгляда? Вы улыбались, смеялись или нервничали, стараясь произвести хоть какой-то шум (ёрзали на стуле и т.д.)?
  • Постарайтесь использовать паузы в конкретных целях: например, чтобы оказать сильное воздействие на собеседника или дать ему возможность высказаться.

Научившись эффективно использовать паузы, вы станете более наблюдательным и сосредоточенным. Позитивная тишина даст вашим мыслям передышку, позволив расслабиться. Окружающие вскоре почувствуют это спокойствие и отреагируют должным образом.

С помощью пауз, кстати, можно добиться тишины от окружающих. Например, если кто-то говорит без остановки, не давая вам передышки, можно своим молчанием легко положить конец этой болтовне. Достаточно не поддерживать беседу кивками, соответствующим выражением лица и другими невербальными сигналами. Столкнувшись с подобной «невосприимчивостью», люди, как правило, перестают говорить примерно через две минуты.

Менеджеры, умеющие использовать тишину в позитивном ключе, оказывают мощное воздействие на окружающих и дают им возможность поделиться своим мнением. Так, они получают информацию, которая в противном случае могла и не прозвучать, например, в беседе с сотрудниками, которые не смогли добиться высоких результатов, или с сотрудником, обвиняющимся в том или ином нарушении.

Пауза в нужное время и в нужном месте дает передышку, позволяет обдумать следующую мысль и узнать мнение аудитории.

Лидеры, умеющие эффективно общаться, обычно обращают особое внимание на то, как и когда люди делают паузы в разговоре. Это помогает им узнать, готов ли человек с энтузиазмом согласиться на предложение или он сопротивляется изо всех сил, или опасается подвоха. Для того чтобы почувствовать это, необходимо сфокусироваться, внимательно слушать и демонстрировать присутствие. Так, лидеры добиваются усиления эффекта, зачастую не произнося при этом ни слова.

Источник: https://5psy.ru/samorazvitie/krasnorechie-uchimsya-krasivo-govorit.html

Гемотест RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *